В советские времена на Ялтинскую киностудию приезжали поработать все съемочные группы Союза – от Средней Азии до Прибалтики, а также немцы, югославы и даже англичане и «прочие разные шведы», до 40 групп в год! Но главное для нас, что именно там Ассоль ждала свои Алые паруса, уходил на глубину Человек-амфибия и доводил нас до слез Вождь краснокожих.
Немного истории
1911 год - А. Ханжонков построил в Крыму первую в Российской империи кинофабрику. И в том же году в Ливадийском дворце для Императорской фамилии состоялся премьерный показ первого в мире полнометражного игрового фильма «Оборона Севастополя».
1918 год - Иосиф Ермольев (автор знаменитой кинокартины «Отец Сергий») организовал здесь отделение Московской кинофабрики. С Большевиками он ужиться не смог, но ялтинский опыт дал ему огромный вес в мировом кинематографе. А отделение Московской кинофабрики стало Ялтинской киностудией.
«Дон Кихот»
1957 г., режиссер Евгений Шварц
Где снимали: Фильм снимался на яйле Ай-Петри, в Коктебеле и в районе поселка Орджоникидзе. Поначалу руководство студии хотело снимать эпизоды в Армении, но потом от этой идеи отказались - Феодосия как нельзя лучше походила на знойную Ламанчу. Николай Черкасов вспоминал, как его возили на обед в Коктебель, в Дом творчества писателей. Не сняв грима, в рыцарских доспехах он возникал на кухне и неповторимым басом жалобно просил: - А не накормят ли здесь люди добрые странствующего рыцаря?
Отказов, разумеется, никогда не было.
«Алые паруса»
1961 г., режиссер Александр Птушко
Где снимали: на крымском курорте Коктебель, где в свое время жил сам Александр Грин. Именно там построили декорации целого сказочного поселка Каперны, в бухте которого и плавал корабль с алыми парусами, и жила Ассоль.
Сказочный город Лисс снимали в Ялте. Жители крымского побережья до сих пор об этом вспоминают: ведь во всех массовых сценах было занято местное население.
Комбинированные съемки велись в Баку. Там киношники инсценировали шторм, который потом накладывали на коктебельский пейзаж. И на экране получалось, что отважный Грей борется с морской стихией.
«Человек-амфибия»
1962 г., режиссер Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев
Где снимали: крымские съемки проходили в бухте Ласпи и на Карадаге. Первоначальный рабочий вариант подводных съемок и подводные тренировки артистов и операторов в Новом Свете, но в фильм они не попали. В бухте Ласпи Ихтиандр нырял, а все, что с ним происходило под водой, снимали в питерском бассейне с поролоновыми водорослями и фанерными акулами. А вот «сухопутную» часть заграничного городка - дома и улицы - отсняли в Баку.
Когда предстоящей экранизации романа Беляева узнали американцы, в газете The New York Times даже была помещена статья, где над будущими создателями фильма откровенно потешались и предрекали им полный провал. В публикации отмечалось, что сам Уолт Дисней отказался от экранизации беляевского романа из-за сложности подводных съемок, а русские, которые работают на допотопной технике, решили бросить вызов судьбе.
Режиссер фильма Владимир Александрович Чеботарёв: «Наняв фелюгу и взяв с собой трёх подводников и аппаратуру, мы начали пробовать снимать под водой. Одновременно искали место для съёмок. На этой фелюге мы прошли по берегу Крыма и нашли место, которое называется Ласпи. Эта бухта показалась нам чрезвычайно удобной. Во-первых, потому что там очень чистая вода. Беда Чёрного моря в том, что оно мало прозрачно. Слишком много взвесей. Во-вторых, там было место, где можно поставить вольер. Мы собирались запустить в него дельфинов для съёмок. Любопытно, что когда мы нашли эту бухту, это было совершенно дикое место. А после съёмок там стали строить правительственную резиденцию, ныне известную всему миру как дача Горбачёва в Форосе».
«Три плюс два»
1963 г., режиссёр Генрих Оганесян
Где снимали: в Крыму неподалеку от Судака, на территории завода шампанских вин в Новом Свете. Съемочная группа жила во дворце князя Голицына, где располагались подвалы завода, поэтому шампанское для всей группы надолго стало основным напитком.
В ноябре, когда похолодало, съемки продолжились в Алуште. Однако, несмотря на несоответствующие погодные условия, актерам приходилось заходить в купальниках в ледяное море.
«Вождь краснокожих»
1963г., режиссер Леонид Гайдай
Где снимали: Бахчисарайский район, село Куйбышево. Сразу же под холмом, на улице Лесной, находилась съемочная площадка – часть улицы, на которой по сценарию проживал Эбенезер Дорсет вместе со своим сыном-сорванцом мальчишкой «лет десяти, с выпуклыми веснушками по всему лицу и волосами приблизительно такого цвета, как обложка журнала, который покупаешь обычно в киоске, спеша на поезд». На улочке перед съемками был сооружен длинный забор из широких горизонтальных досок. На одной из тумб сидела кошка. В нее Джонни Дорсет (Сережа Тихонов) швырял обломками кирпичей. Юный актер стоял спиной к штакетнику, за ним вдали видна гора Утюг (она частенько появлялась в кадре).
«Кавказская пленница или новые приключения Шурика»
1966 г., р ежиссер - Леонид Гайдай
Где снимали: Основное место съемок - Алушта и окрестности села Лучистое у массива Демерджи. Так же съемки проходили в окрестностях с. Куйбышево в Бахчисарайском районе, участок старого шоссе Алушта – Верхняя Кутузовка, окрестности Ялты и Ай-Петри.
Самое узнаваемое место – дерево старого грецкого ореха под Демерджи, на котором сидел герой Никулина и кидал орехи. Это дерево имеет возраст около 600 лет (окружность ствола 296 см) и росло раньше около средневекового греческого монастыря, располагавшегося в устье Долины Привидений. Недалеко от дерева находится пост лесников Алуштинского лесхоза и есть табличка «Никулинский орех»
«Служили два товарища»
1968 г. Режиссер Евгений Карелов
Где снимали: съемки проходили на крепости Арбат, которая расположена в начале Арабатской стрелки и в фильме играла роль перекопских укреплений. В фильме на ней базировались войска барона Врангеля, и здесь же снимался их штурм красноармейцами. Так же здесь снимали сцену, когда поручик Брусенцов стреляет в Некрасова. Сцены отплытия последнего парохода из Крыма снимались в Севастополе. Крымчанину интересно не только видеть в фильме знакомые виды, но и слышать знакомые слова: Севастополь, Джанкой, Перекоп, Ишунь. Командир полка, в роли Анатолия Папанова, показывая на карте укрепления белогвардейцев на Перекопе, говорит: «Что такое Крым во всероссийском масштабе? Так – кое-что, пупочка. Вот я ее ладошкой прикрыл и нет ее на виду. Но так может рассуждать совсем глупый дурак…».
«Пираты ХХ века»
1979 г., режиссер Борис Дуров
Где снимали: почти все съемки проходили в Крыму. Азиатский порт, в котором на корабль «Нежин» грузят тонны опиума – это грузовой порт Ялты. Первые шаги на пиратском острове советские моряки делают по Карадагу, в районе хребта Карагач, там, где сейчас проходит туристская «экологическая тропа». Бухта океанского острова, в которой стоял корабль пиратов – это легкоузнаваемая «Голубая бухта» в Новом Свете (Судак). Примечательный профиль массива Караул-оба, ограничивающий бухту с запада мелькает в фильме много раз. Дозорные пиратов сидели на новосветовском мысе Капчик, с этого же мыса прыгал Еременко на пиратский корабль, в его нишах укрывались советские моряки в свою первую ночь на острове…
Грот в скале – это уже не Новый свет. За натурой режиссер поехал на другой конец Крыма – на мыс Тарханкут. Здесь, в урочище Атлеш снимались кадры подводных погонь и проход для пиратского вельбота через огромный скальный грот. А вот лагерь туземцев, который оккупировали пираты и где держали в заложниках советских женщин – снова восточный Крым. За бутафорскими пальмами и тростниковыми хижинами сначала трудно узнать Тихую бухту под Коктебелем. Но стоит в кадре предательски скользнуть очертаниям мыса Хамелеон, разделяющего Коктебельскую и Тихую бухту, как все становится ясно. Еще съемки проходили под Севастополем и в Гурзуфе.
«10 негритят»
1987 г., режиссер Станислав Говорухин.
Где снимали: Место действия в фильме выглядит стопроцентно убедительным скалистым островом с выстроенным на нем особняком. «В роли» особняка А.-Н. Оуэна выступили два знаменитых крымских строения: замок «Ласточкино гнездо» в Гаспре и Воронцовский дворец в Алупке. Оба эти здания расположены на высоких скалистых утесах округлой формы, что позволило оператору Геннадию Энгстрему, снимая их с разных сторон, создать на экране полную иллюзию острова. Однако, когда в экране виден экстерьер особняка А.-Н. Оуэна, это не часть какого-либо из зданий, в которых проходили съемки. Большинство зрителей считают, что под особняк было «загримировано» Ласточкино гнездо. Но это не так. Особняк - это декорация, выстроенная специально для съемок. Причем выстроена она была не в натуральную величину, а в значительно уменьшенном масштабе.
Эпизоды, в которых герои фильма поднимаются на остров по каменной лестнице, гуляют по острову, держась за ее перила и ступая по ее каменным ступеням, снимаются на горе Кошка в Симеизе.
«Водитель для Веры»
2004 г., режиссёр: Павел Чухрай
Где снимали: в самом Севастополе и в его окрестностях: поселке Алсу и поселке Каче, а последние дни съемок проходили в Москве, в штабе Московского военного округа и у Спасских ворот Кремля.
Жилище для генерала разыскивали в течение нескольких месяцев. Продюсер Михаил Зильберман и Павел Чухрай объездили прочти весь Крым в поисках дома. Просмотрели массу дач, пансионатов, домов отдыха. Нашелся же дом в итоге совершенно случайно. Продюсеру и режиссеру посоветовали заглянуть в детский санаторий, который размещается в особняке позапрошлого века, бывшем здании революционного штаба крымских партизан.