написать письмо поиск
карта сайта на главную

Офисы в Москве:
Профсоюзная улица, 3
Телефон для агентств: (495) 781-3441
Телефон для частных лиц: (495) 781-7676



СТРАНЫ



Сирия



РЕГИОНЫ


Дамаск


Дамаск — столица Сирии (арабское название «дима?шк»). Население ок. 4 млн. человек.
Один из древнейших городов мира, считается старейшей из действующих столиц.

Дата основания города теряется в глубине веков. Различные легенды переплетаются с данными исторических хроник. Средневековый арабский историк Ибн-Асакер утверждал, что первой стеной, воздвигнутой после всемирного потопа, была дамасская стена. Спустя столетие другой историк настаивал на том, что возраст города надлежит отсчитывать от времен Адама и Евы, так как, по его мнению, после изгнания из Эдема они поселились именно в районе Дамаска. Эти версии «подтверждают» и многие находящиеся здесь достопримечательности. На склонах горы Касьюн, близ которой расположен город, есть пещера Магарат ад-Дамм, что в переводе с арабского означает «пещера первой крови». Считается, что именно в ней Каин убил своего брата. Неподалеку расположен погребальный саркофаг Авеля. Здесь же находится могила легендарного царя Нимрода, который, по местному преданию, подарил пророку Аврааму раба Демашка, ставшего впоследствии основателем города.

Дамаск Дамаск Дамаск Дамаск

На протяжении многих веков Дамаск был постоянным объектом иноземных нашествий. В III тысячелетии до нашей эры государства Аккад и Ур, расположенные на территории Месопотамии, пытались покорить город. В XVI — XIV вв. до н. э. за господство над ним боролись сразу три державы — Египет, Хеттское царство и Митанни. В XI в. до н. э. город захватили и утвердились в нем арамеи, основавшие Дамасское царство, которое стало первым сильным сирийским государством. Верховному божеству Хададу арамеи возвели святилище, прославившееся своим величием во всех окрестных странах. В Ветхом Завете упоминается, что его алтарь скопировал правитель Иудеи царь Ахаз. Правда, тот же Ахаз в первой половине VIII в. до н. э. коварно предал союз с правителем Дамаска Рецином, послав владыке Ассирии крупную взятку с просьбой защитить его «от руки царя Сирийского». Это и стало поводом для ассирийского вторжения. Дамаск сопротивлялся долго, но ни мощные оборонительные укрепления, ни 5-летний запас продовольствия не помогли ему выстоять. В 732 г. до н. э. после годовой осады города ассирийский царь Тиглат-Паласар III пошел на приступ и после недели кровавых уличных боев Дамаск был взят, его знаменитые благоуханные сады сожжены, правитель Рецин обезглавлен, а 20000 горожан угнаны в плен. Сирия стала провинцией в составе Ассирийского государства, а Дамаск соответственно — провинциальным городом, продолжая, впрочем, оставаться центром пересечения караванных путей и торговли. После покорения Ассирии Мидией и Вавилоном в 605 г. до н. э. Сирия вошла в состав Нововавилонской (или Халдейской) державы. Менялись правители, а город жил своей жизнью.
В 539 г. до н. э. персидский царь Кир II взял Дамаск и включил его в состав огромной ахеменидской империи. В 333 г. до н. э. войско, ведомое одним из военноначальников Александра Великого — Парменионом, вступило в Дамаск. Город стал частью империи Александра Македонского. Греческое влияние благотворно сказалось как на жизни, так и на облике города. Завоеватели активно занимались строительством, прокладывали новые дороги. На смену грекам пришли римляне. В 64 г. до н. э. после целого ряда побед римский полководец Гней Помпей во главе своих легионов вошел в Дамаск. Римляне всячески поддерживали доминирующее положение Дамаска как центра восточной торговли и ремесел. Для обеспечения безопасности спешно возводились оборонительные укрепления и форты. Святилище верховного арамейского бога Хадада римляне перестроили в храм громовержца Юпитера Дамасского, остатки которого сейчас можно увидеть рядом с мечетью Омейядов. В период римского владычества в Сирию проникло христианство. Но еще очень долгое время его приверженцы подвергались гонениям. В Библии рассказывается как апостол Павел, до этого ярый преследователь христиан, принял крещение в Дамаске. Крестил его последователь Христа по имени Ананий в одном из домов на Прямой улице. Эта улица существует и доныне, а рядом с ней находится церковь Святого Анания.

Дамаск Дамаск Дамаск

После раздела в 395 году Римской империи на Западную и Восточную Дамаск перешел под власть христианской Византии. Император Феодосий, борясь с язычеством, почти полностью уничтожил римский храм, посвященный Юпитеру, и построил на его месте базилику Святого Захария, которая немного позже стала называться именем Святого Иоанна Крестителя. В 633 году византийцы уступили Сирию арабам и в 661-м первый халиф династии Омейядов Муавия Бин Абу Суфьян сделал Дамаск столицей своего огромного Халифата, простиравшегося от Инда до Нила. Новая религия — ислам — способствовала экономическому возрождению города. Для мусульманских паломников, направлявшихся на хадж в Мекку, Дамаск был последним населенным пунктом перед началом изнурительного, длиной почти в месяц, перехода через Аравийскую пустыню. На месте, где стояла базилика Святого Иоанна Крестителя, была построена мечеть. За 10 лет этого грандиозного строительства было потрачено 11 миллионов динаров — сумма, скопившаяся в сокровищнице халифа за 7 лет. В строительстве участвовало 12 тысяч рабочих и самые лучшие мастера, призванные со всех концов Халифата. В 708 году во время расчистки территории под фундамент был случайно обнаружен подземный склеп. Оказалось, что, по местному преданию, в нем покоится голова Святого Иоанна Крестителя. Согласно легенде, фанатичный мусульманин халиф Валид решил тут же избавиться от христианской святыни, однако, едва его руки коснулись черепа, на халифа нашло оцепенение — он не мог даже двинуться. Узрев в этом знак свыше, владыка повелел соорудить для реликвии специальный саркофаг и поместить его внутрь новой мечети. После того как строительные леса были сняты, городу явилось грандиозное зрелище, подобного которому доселе не бывало. Мозаика из золотой и зеленой смальты блистала на солнце, молельный зал поражал воображение, а свет, проникавший через цветные витражи, играл на гранях драгоценных камней, украшавших потолок. Уцелевшие колонны римского храма Юпитера гармонично вписались в новое чудо Дамаска. Существует мнение, что именно династия Омейядов впервые ввела в обиход такое сооружение, как минарет, служащий для призыва верующих на молитву. Если это соответствует действительности, то минарет Невесты, возведенный во время строительства мечети, можно считать одним из древнейших в мире. В течение последующих столетий мечеть неоднократно горела, но судьбе было угодно, чтобы труд и мастерство людей не ушли в забытье.

Династия Омейядов правила в Сирии до 750 года, до той поры, пока власть в Халифате не захватили абассиды. Столицу в 762 году они перенесли в основанный ими Багдад, и Дамаск, хоть и оставшийся центром провинции, постепенно стал приходить в упадок. Последующие столетия не принесли городу ни процветания, ни благополучия, он жил в постоянном ожидании новых вторжений, в том числе и христиан-крестоносцев, стремившихся отвоевать свои святыни у мусульман. Стабильность и былая слава начали возвращаться к городу после того, как выходец из Ирака курд Салах Ад-Дин, живший в Дамаске при дворе султана Нур ад-Дина, начал активную борьбу с крестоносцами, которые трижды (в 1125, 1129 и 1148 годах) пытались захватить Дамаск. После смерти султана Нур ад-Дина, последовавшей в том же году, Саладин (так называли его европейцы) подчинил себе все сирийские султанские владения и некоторые земли Ирака. Собрав внушительное по тем временам войско, в 1187 году он взял Иерусалим, разгромив крестоносцев, и изгнал их с большей части Сирии и Палестины. Знаменитый полководец похоронен в Дамаске, в мавзолее рядом с мечетью Омейядов.

Но период возрождения древнего города длился недолго. Ему опять, в который уже раз, суждено было вступить в полосу войн и упадка. Во второй половине XIII века Дамаск был захвачен мамлюками, составлявшими гвардию династии Айюбидов. В 1300 г. город разграбили монголы. Они устроили такую резню, что, по свидетельству арабского историка аль-Макризи, «по улицам рекой текла кровь». А в 1400 году на Дамаск обрушилась новая беда. К Сирии подошли орды Тамерлана. Сметая все на своем пути, «Хромой Тимур» ворвался в Дамаск и практически уничтожил его. Только после выкупа в 1 миллион золотых монет войска Тамерлана покинули город, вернее, то, что от него осталось, уведя с собой в Самарканд знаменитых дамасских оружейников и стеклодувов. Действия захватчиков были настолько опустошительными, что еще на протяжении полувека Дамаск был практически необитаем. Так что очередной захват Дамаска Османской империей, произошедший в 1516 году, стал для него скорее благом, чем бедствием. Дамаск не видел такого бурного строительства как минимум 400 лет.

Османское владычество длилось чуть более четырех столетий, закончившись в 1918 году, после распада этой империи. В октябре 1918 года Сирия была оккупирована английскими войсками, а осенью следующего года по условиям англо-французского соглашения англичан сменили французы. Летом 1920-го французские войска заняли Дамаск, Сирия превратилась во французскую колонию и оставалась ею до 1943 года. Полной государственной независимости Сирия смогла добиться только в 1961 году.

Сегодня Дамаск — это современные высотные здания и тщательно охраняемые руины древних построек, потоки автомобилей и деревянные повозки, запряженные мулами. Сердце Дамаска — Старый город — по-прежнему хранит дух давних времен: здесь можно легко заблудиться в лабиринте узких средневековых улочек, а потом выйти на Аль-Мустаким — Прямую улицу, по которой когда-то прошел апостол Павел. Мусульмане вполне мирно уживаются с христианами, которых в Дамаске едва ли не половина всего населения. Здесь нет противоборства и давления одного над другим, но есть стремление постичь новое и сохранить старое. Ибо на Востоке ничто не забывается и ничто не отвергается.






Тел.: + 7 (495) 781 34 41
e-mail: inform@yukrest.ru
Подписка на новости
Популярные разделы: