Крещение Иорданией
Блоггеры прошли испытание креативным туризмом
Туризм — удовольствие, за которое не жалко платить. Отдых может быть разный — пляжный, спортивный, экстремальный, культурный. Главное, чтобы долгожданный отпуск не испортили непредвиденные обстоятельства и безответственные организаторы. Сегодня мы открываем в «Новой» новую туристическую рубрику «Все включено» с рассказами о самых интересных странах и турах, советами экспертов и новостями туризма, обзорами новых направлений и тенденций. Наша цель — рассказать о самом необычном, актуальном и эксклюзивном.
Честное слово, мне очень жаль простых французских туристов, оказавшихся на экскурсии по самому живописному месту иорданской пустыни Вади Рам в обычную, казалось бы, майскую субботу 2008 года. Первой на их пути из кемпинга бедуинов встретилась группа русских, ползающих по песку в белых комбинезонах химзащиты и респираторах. За следующим холмом русские мужчины танцевали в кокошниках и сарафанах. За третьим — русские бегали друг за другом в надувных спасательных кругах, а за четвертым — изображали любовь русский Дед Мороз с бородой и в валенках и Снегурочка-мулат. Со стороны все это наверняка походило на вызванный палящим солнцем сюрреалистический бред, а на самом деле было всего лишь очередным видеозаданием масштабного квеста, подготовленного организаторами Второго слета блоггеров-путешественников.
Блоггеры-путешественники — это владельцы интернет-дневников, которые любят и умеют писать о туризме. Желательно обладая хорошим слогом, фотоаппаратом и внушительным списком друзей-читателей. Именно такие геоблоггеры способны со временем выиграть благодаря своему дневнику путевку в жизнь — хотя бы туристическую.
Год назад Cеть «ТБГ. Туристические бренды», объединяющая 150 турагентств и 15 туроператоров, организовала в Турции первый слет блоггеров-путешественников, на который вывезла за условные деньги самых выдающихся в туристическом плане представителей крупнейших блогопорталов Liveinternet (ЛиРу), Livejournal (ЖЖ) и собственного: www.TBG-Brand.ru . Три дня в пятизвездочном отеле, конференция на тему развития блогосферы, море впечатлений и многочисленные благодарственные посты постфактум в блогах — что и требовалось рассказать.
«Заведя собственный развлекательный портал о туризме, мы поняли, что эффект сарафанного радио в интернете гораздо мощнее прямой рекламы, — говорит директор по развитию сети ТБГ Максим Пашков. — Рассказ о поездке в блоге — это информация о стране, проверенная на собственном опыте, и люди ей доверяют. К тому же у такой рекламы нет срока давности — люди ездят в поездки один-два раза в год, а делиться ощущениями в интернете могут все оставшееся время».
На конференции Второго слета геоблоггеров интернет-эксперт компании «Суп Фабрик» (владельца ЖЖ) Антон Носик — озвучил актуальные на тот день и час цифры: российских блогов с аудиторией более 100 постоянных читателей — 49147, более тысячи — 1292. А это — практически СМИ, единоличные владельцы которых уже научились постить не только за любовь, но и за деньги.
На чем может заработать геоблоггер? Носик откровенно объяснил: это реклама, профильная и нет (фото и видео, товары для отдыха, медиабизнес), и, конечно, возможность путешествовать.
Выгода от первого слета для организаторов получилась очевидная. Красивые репортажи о поездке, неформальное общение в блогах привлекли на сайт новых посетителей — потенциальных покупателей туров. Но задумываясь о слете втором, организаторы справедливо рассудили, что банальными историями о знакомой стране пресыщенную аудиторию интернета уже не заинтересуешь.
Выход нашелся: туроператор «Южный Крест» открыл новое для себя направление — Иорданию — и предложил организовать слет в практически неизведанной русскими и потому априори интересной стране, а продюсерский центр KOLIZEY разработал культурную программу. За 15 тысяч рублей с человека почти сотня блоггеров съездили в поездку номинальной стоимостью более двух тысяч евро на каждого и воочию убедились в том, что такое креативный туризм.
Еще в аэропорту нас разделили на четыре команды. Посоветовали придумать себе название, выбрать капитана и приготовиться к приключениям под кодовым названием «По следам Индианы Джонса».
На следующий день в 10 часов утра мы стояли перед входом в Петру — уникальный и загадочный город вырубленных в скалах храмов и гробниц, который, по преданию, за две тысячи лет до нашей эры основали набатейцы. В руках нашего капитана был конверт с заданием: «Отыскать в Петре чашу Грааля и снять видеофильм на тему «На самом деле Петра — это…». И началось. Под палящим солнцем мы бежали по километровой расщелине в горах — дороге в Петру. Доставали из гробниц и снимали с деревьев подсказки, которые должны были помочь нам разгадать карту — путь к сокровищу. Снимали видеосюжеты в указанных в задании местах — танцевали «Лебединое озеро» на развалинах амфитеатра, брали интервью у местных жителей на фоне легендарной Казны. Я поняла, что втянулась в игру, когда на крик: «Мальчики, кто будет участвовать в гонке на ослах?» — подняла руку. Впереди упал с осла руководитель Liveinternet Валентин Любимов, рядом стоящий верблюд цапнул гида, но это было уже не важно…
Мы прибежали к сокровищнице вторыми. Было четыре часа дня и ощущение, что я знаю Петру как свои пять пальцев.
Вечером нас повезли на гала-ужин — автобус выехал из города и через 15 минут остановился посреди пустыни. По выстланным на песке коврам мы шли между скалами в окружении огней. Мистическая музыка, подсвеченные колонны в скалах и накрытые в ущелье столы с хрусталем. Проекция экрана прямо на скалу и демонстрация снятых днем фильмов.
Над программой слета работали настоящие профессионалы. Они приехали в Петру за две недели до нас и облазили ее вдоль и поперек, отыскивая места для подсказок, составляя карту, договариваясь о помощи с местными гидами. Наши аниматоры, они же видеооператоры студии DT group, работали в режиме нон-стоп: утром — съемка, днем — монтаж, вечером —демонстрация, ночью — укрепление командного духа. И так — неделю. Потому что кроме Петры были сафари на джипах и съемка музыкальных клипов в пустыне Вади Рам (для каждой команды — своя популярная песня и сумка с реквизитом), ночевка в палаточном лагере бедуинов с танцами живота и запуском в небо огромных светящихся фонарей, съемка на торговых улицах города Акаба русской народной сказки, озвучивать которую должны были местные жители, попавшиеся в руки блоггеров.
«У нас были две задачи, — рассказывает представитель KOLIZEY и главный креативщик квеста Юрий Сергеев, — удивить людей, дать им эксклюзивные впечатления и обеспечить максимальное «погружение» в страну».
Прощались в аэропорту практически трагично, как после смены в пионерлагере с ежедневной игрой в «Зарницу», хотя за неделю было все — выяснение отношений внутри команд, обиды на операторов и жюри, но это и сплачивает. В блогах сайтов-участников появились масштабные дискуссии с общей темой «Хочу обратно». На rutube — настоящие видеохиты — ролики с узнаваемыми персонажами сети: Самсоном Шоладеми из ЖЖ, танцующим в роли Снегурочки стриптиз с шестом, или неутомимым Любимовым с его хитом — танцем живота посреди бедуинского лагеря.
Кстати, в ЖЖ силу креатива в туризме оценили еще в марте. В рамках проекта «Побег из Москвы» пятеро смелых отправились в пятинедельное экстремальное путешествие по Юго-Восточной Азии без отелей, турагентств и экскурсий. О приключениях отчитывались словом и видеосъемкой на сайте проекта в режиме онлайн, а читатели голосованием выбирали не только их маршрут, но и специальные задания вроде «Посетить храм богини-разрушительницы Кали, исследовать культ и взять интервью у его сторонников» или «Вписаться на ночь в простую тайскую семью». Спонсировали поездку производители пива, кредитных карт и мобильных телефонов, за что получали, например, такие отчеты от «беглецов» на сайте: «Несмотря на то, что в дороге много пил пива... похудел аж на 11 кг . В планах — «Побег из Москвы-2»: теперь в Латинскую Америку.
Креативный туризм — новомодный тренд, причем не только в интернете. На новый способ сплотить корпоративный дух уже начинают обращать внимание руководители крупных фирм. Они свозили своих сотрудников на корпоративы в Турцию и понемногу начинают «обрабатывать» страны экзотические. Пока на дополнительную «развлекаловку» можно не тратиться — сотрудники и так будут благодарны. Впрочем, через какое-то время «объездят» и эти направления, и понадобится нечто большее. Да и объединяющие преимущества такого «геотимбилдинга» налицо. Другое дело — успеет ли предложение за спросом.
«Уже сейчас начинает появляться спрос на корпоративные креативные туры, — говорит Максим Пашков. — Но за их реализацией ответственные лица сегодня обращаются к кому не лень. Этот рынок сейчас практически пустой, но это очень перспективные туры — они не намного дороже, зато эксклюзивны и действенны для поставленных задач».