Стр. 10-11 - Krit_2012_listalka

Упрощенная HTML-версия

жье Крита). Географическое положе-
ние острова сыграло решающую роль
в его историческом развитии. Крит
оказался на пути развития различных
цивилизаций. Крит — родина так на-
зываемой крито-минойской культуры,
которая существовала в первой поло-
вине второго тысячелетия до нашей
эры и распространила свое влияние на
материковую Грецию.
Название культуры, «минойская», про-
исходит от имени мифического царя
Миноса. Минойский период оказался
для Крита периодом наивысшего рас-
света. Именно тогда на Крите строятся
первые дворцы: Кносс, Фестос и Ма-
лиа. Дворцовые ансамбли, устройство
дорог и ирригационные сооружения
свидетельствуют о существовании со-
словия древних инженеров, архитек-
торов и мастеров. В этот период появ-
ляется иероглифическое письмо и ли-
нейное письмо. Археологические рас-
копки обнаружили на Крите большое
количество построек, относящихся к
этому периоду. Это, в первую очередь,
знаменитый Кносский дворец (именно
он, скорее всего, являлся местом дей-
ствия мифа о поединке Тесея с Ми-
нотавром), а также менее известные
дворцы 1700–1450 гг. до нашей эры в
Фестосе, Малии, Закросе.
Внезапное исчезновение минойской
культуры около 1450 года до нашей
эры остается загадкой для историков.
По самой распространенной версии,
минойская цивилизация погибла при
мощном геологическом катаклизме —
взрыве вулкана на острове Санторини,
которое произошло примерно в это же
время. После заката минойской циви-
лизации Крит пережил множество за-
воеваний. Первыми сюда вторглись
ахейцы, затем дорийские племена. В
67 году до нашей эры Крит попадает
под власть Рима. Христианство при-
ходит на остров очень рано — в пер-
вой половине I века. По преданию,
сюда прибыл сам апостол Св. Павел,
а его ближайший помощник по име-
ни Тит основал на Крите христиан-
скую церковь. Затем, до середины XIV
века, Крит находился в составе Визан-
тийской империи с перерывом почти
на полтора столетия (824–961 годы),
когда на острове хозяйничали араб-
ские завоеватели. В 1204 году остров
завоевали рыцари Св. Иоанна Иеру-
салимского и он некоторое время пе-
решел под власть Венеции. Венециан-
цы развивали торговлю, восстанавли-
вали и укрепляли города-порты — Ха-
нья и Ретимно. Город Ретимно и по сей
день носит явственный отпечаток ве-
нецианской архитектуры и планиров-
ки. В 1645 году Юзуф-паша во главе
60-тысячной турецкой армии и эска-
дры высадился на западе Крита и за-
хватил Ханью. За год пали почти все
укрепленные города Крита. Доль-
ше остальных сопротивлялся город-
крепость Ираклион, который отра-
жал нападения турок и выдержал оса-
ду, которая длилась 21 год. Период ту-
рецкой оккупации был самым тяже-
лым в истории Крита. Многие мона-
стыри и города были разрушены, Крит
превратился в остров арабских пира-
тов и работорговцев. Местное населе-
ние неоднократно поднимало восста-
ния. Лишь в 1898 году жители Крита
получили автономию, а в 1905 году в
ходе так называемой «революции Те-
риссос» остров получил полную не-
зависимость. С Грецией Крит объеди-
нился в 1913 году.
ЦЕРКВИ И МОНАСТЫРИ КРИТА
В византийский период на территории
Крита существовало около 1000 церк-
вей и монастырей. В последующие
периоды истории, монастыри всегда
были центрами сопротивления. Мона-
хи укрывали в стенах монастырей жи-
телей спасавшихся от рабства. Соби-
рали продукты питания, одежду, ору-
жие для партизанских отрядов. Не-
редко в монастырях организовывали
«тайные школы», где монахи обучали
детей греческому языку, истории, тра-
дициям. Как известно, христианство
на Крит принес Апостол Павел, кото-
рый оставил здесь своего ученика Свя-
того Тита. В настоящее время на тер-
ритории Крита существует около 340
церквей и монастырей. Есть церкви,
построенные в XI веке. На Крите со-
хранилось много значительных икон и
Полезная информация
10
Полезная информация
11